Иван Крестьянкин родом из Орла, в 1929 г. окончил школу, а затем получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности, однако частая сверхурочная работа мешала ему посещать церковь, а когда он воспротивился таким порядкам, то сразу же был уволен. Некоторое время был безработным, а в 1932 г. переехал в Москву, где стал бухгалтером на небольшом предприятии. Эта работа не мешала ему посещать богослужения и участвовать во встречах православных молодых людей, на которых обсуждались вопросы церковной жизни. В 1944 г. стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове, с января 1945 — диакон. В октябре 1945 г. сдал экзамены за курс духовной семинарии, и 25 октября 1945 г. патриарх Алексий I рукоположил его в сан иерея. Продолжал батюшка служить на приходе в Измайлове и одновременно учился на заочном секторе Московской духовной академии, писал кандидатскую работу. Но и в церковной среде были доносчики, и отец Иоанн в 1950 году был арестован незадолго до защиты диссертации, осужден на семь лет лагерей за «антисоветскую агитацию». Во внутренней тюрьме на Лубянке он провел почти год в одиночной камере предварительного заключения. О времени, проведенном потом в лагерях, отец Иоанн ничего плохого не помнил, «потому что Бог был рядом».
Освободившись досрочно в начале 1955 года, отец Иоанн кратковременно послужил в Пскове, но потом был переведен в Рязанскую епархию, где служил преимущественно на сельских приходах. В 1966 году отец Иоанн принимает монашеский постриг и отправляется в Псково-Печерский монастырь, где и прослужит до конца дней своих. В обители отца Иоанна шутливо называли «скорый поезд со всеми остановками». Часто можно было наблюдать такую картину: идет отец Иоанн куда-то поспешно, но на пути у него – множество людей: вопросы, просьбы, а он останавливается у каждого, всех выслушивает, со всеми беседует… Архимандрит Иоанн исповедовал Бога как всемогущего и всеблагого, чьи силы и воля непререкаемы и неоспоримы, и без Божественного Промысла нигде и ничего не может случиться. Эта вера помогла ему преодолеть застенки, а великий дар любви к людям и чистота сердца снискали уважение и почитание православных верующих всего мира.
Отец Иоанн обладал даром предвидения, прозорливости. Случаев, когда старец уберегал людей от поджидающих их опасностей, набралось великое множество… В конце восьмидесятых годов он говорил о нашем времени как о времени бескровного мученичества. «Вы – бескровные мученики, – говорил он. – А дальше будет еще труднее. Ваше время тяжелее нашего, и вам можно только посочувствовать. Но мужайтесь и не бойтесь! Сейчас везде смущение, смятение и неразбериха, а будет еще хуже: перестройка, перестрелка, перекличка. Наступит время тяжелого духовного голода, хотя на столе все будет».
«А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание: Дорогие мои, чада Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас Воле. Примите всё в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие – как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».
По воспоминаниям одного из солагерников, «когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».
Духовное наследие архимандрита Иоанна – это его книги и письма. Размышления и наставления о Боге, о Церкви, о мире, о человеке. Простые и мудрые.
Без веры все страшно и сама жизнь – не в жизнь.
У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать.
Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут...
С Креста, данного Богом, не сходят – с него снимают.
Не убивайте личности вашего ближнего ни разу: ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла... И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое.
Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, – благо для нас, одно благо, одна любовь.
У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое – крестоношение, это безусловно.
Надежда с верой – светильники в жизни нашей. А Господь – милость и любовь. На это и надеемся. К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего.
Учиться ради того, чтобы время убить, – грех. Временем дорожить надо.
Любовь к человечеству – словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, – дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.
Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле.
Нынче дерзких много, а жить надо, спасаться надо, и милость Божия и теперь все та же, но мы огрубели настолько, что только ощутимые удары жизни несколько приводят нас в сознание нашей хрупкости и обращают к Богу.
Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя, согрей его душу теплом своей любви, – и это есть жатва, приносящая плод в вечность.
Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас или нет – нам об этом нечего беспокоиться! Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить!
В предисловии к одной из своих книг, изданных в 2005 году, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) написал завещание. Мы приводим отрывок из него.