Идеалы «Домостроя» долгие годы оказывали влияние на традиционную семью в России. И семьи были большими, дружными и крепкими. И с соседями «Домострой» учил жить в согласии и взаимовыручке, ведь на Руси мир и лад с соседями всегда был залогом благополучной и спокойной жизни. Соседство формировало общественное мнение о человеке, здесь рождалась о нем слава – добрая или худая.
«Всякому человеку, богату и убогу, велику и малу, рассуди себя и сметити, по промыслу и по достатку и по своему имению... и таков двор себе держати и всякое стяжание и всякий запас, по тому и люди держати и всякий обиход, по тому и ести, и пити, с людьми сходитися с добрыми».
«Если у соседа не достает на семена, лошади или коровы нет, или налоги нечем платить, надо ему ссудить и помочь, и если и у тебя самого не хватает, сам займи, а нуждающемуся помоги».
Интересный момент. В «Домострое» много внимания уделяется профилактике конфликтов, как сейчас бы это назвали. Например, хозяйкам, принимающим гостей, настоятельно не рекомендуется сплетничать. А на пристрастные вопросы любопытных отвечать: «Не ведаю я того, ничего не слыхала и не знаю; и сама о ненужном не спрашиваю, ни о княгинях, ни о боярынях, ни о соседях не сплетничаю».
Рассудительные хозяева должны также предупреждать и пресекать сплетни слуг, из-за которых могли возникнуть ссоры с соседями.
Слугам своим накажи не сплетничать о людях, у которых они бывали, и, если что нехорошее видели, о том бы дома не пересказывали. И о том, что случается дома, тоже бы в людях не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать – не отвечай, и не знай, и не ведай ничего. Отделавшись поскорей, о том, с чем был послан, господину доложи, а о них вестей никаких не рассказывай, тогда и меж господами не будет ни ссор, ни раздора. Недостойные речи и блудные, и всякое дело дурное и слово, все, что слышал и видел, – об этом бы отнюдь не заикался. Самому хозяину и хозяйке, когда чужой слуга придет, также у него ни о чем не выспрашивать, а с чем прислан, тем дело и кончить да побыстрей отпустить. А служка чужой начнет что рассказывать, так не слушать, да еще и выбранить: «С чем ты прислан, о том и помни, а прочего у тебя не спрашиваем!» Доброму мужу и жене похвала, если у них слуги вежливы.
Если пошлешь куда сына или слугу, и накажешь что передать, или что сделать, или что купить, или предпринять, переспроси его, что ты ему наказывал и что ему говорить, или купить, или сделать надо, и если точно по твоему наказу все тебе повторит, тогда все хорошо и посылай его. А пошлешь со слугою к кому яства или питье, или что-нибудь, или какую ссуду, то, воротя, спроси его: «Куда несешь?» Коли ответит так, как наказано, то хорошо. Посылай же яства целыми, а питье полным, тогда не сумеет слуга обмануть. А товар посылай, пересчитав и смерив, а деньги – сосчитав, и все, что весовое – взвесив, и лучше всего – запечатав, – подальше от греха. Да слуга должен выспросить о том, что делать с посланным, если хозяина дома нет, – отдать ли или домой вернуть. И если господин или госпожа не догадаются сына или слугу вернуть да еще раз спросить, куда и с чем посланы и что им наказано, то умный сын и опытный слуга сами вернутся, да вежливо шапку сняв, у господина или госпожи еще раз спросят обо всем, все повторят, что им приказано, – и если все так, то хорошо. Там же, куда пошлют слугу к добрым людям, у ворот должен он легонько постучать, и когда идет по двору, да спросят его: «По какому делу идешь?» – лучше того не сказывать, а отвечать: «Не к тебе я послан; к кому я послан, с тем о том и говорить буду». Или сказать, от кого идет, а они уж хозяину доложат. У сеней же, или у избы, или у кельи ноги грязные отереть, нос высморкать да и прокашляться, да быстро молитву сотворить, а коли аминя не отдадут, – то и в другой, и в третий раз сотворить молитву, но поболее первой, и если ответа опять не дадут, то легонько постучать и, как впустят, войдя, святым иконам поклониться, бить челом от хозяина и посланное передать, в это время в носу перстом не копать, не кашлять, не сморкаться, не харкать, не плевать, а если уж нужда, так, в сторону отойдя, там и оправиться потихоньку. А стоять, по сторонам не оглядываясь, да что приказано, то исполнить, а об ином ни о чем не беседовать, да поскорее вернуться домой, и ответ, с каким послан, передать господину. А придется быть у кого в подворье или в келье, с господином или без господина, никакие вещи не разглядывать, с места на место не перекладывать без повеления, и ничего не выносить без благословения, и ничего не просить. Яства же и пития также не вкушать, если не повелели: то святотатство и лакомство. Если же кто на такое дерзнет без благословения, ему ни в чем уже не поверят и одного его никуда не пошлют, ибо в Евангелии сказано: В малом ты был верен, над многими тебя поставлю (Мф. 25,21). А то, что куда-то послано с тобой накрытым, или увязанным, или завернутым, или запечатанным, – того не трогай, не разглядывай, яства и питья, что посланы, тоже не пробуй: как послано, так и отнести. Только тогда осматривай, когда выдают, дома, – цело ли все и полным ли посылают, чтобы не было недоверия там, куда это несешь.
А умный сын или слуга, женка и девка, хотя и слышат ссоры и брань и, дурные речи слыша и видя, в людях и в своем дому, – пусть того не разносят, а только что велено и приказано, пусть то и правят. А у кого совершенный разум, тот, даже слыша брань, – про мир расскажет, а где видит вражду, – про любовь скажет, где же клянут и лаются, – он оттуда принесет похвалу и благодарность. Да от таких умных, вежливых и благоразумных слуг промеж добрых людей любовь зарождается и мир вечный, умных слуг таких берегут и жалуют, как детей своих, и советуются с ними во всем.