«Если не брать в расчет наши грехи – в остальном у нас все в порядке».
"Господь уважает нашу свободу"
Паисий Святогорец
***
– Батюшка, что значит для Вас молитва? – Посылаю сигнал, прошу помощи. Постоянно прошу помощи у Христа, у Божией Матери, у святых, для себя самого и для других. Если не буду просить, то и не получу.
Помню, во время гражданской войны нас окружили мятежники, тысяча шестьсот человек. Наших было только сто восемьдесят. Мы укрепились за горой. Если бы мятежники нас захватили, то поубивали бы всех. Я пытался установить антенну, чтобы связаться с центром. Но ничего не получалось: ее сбивало огнем. Капитан кричит: «Бросай, давай сюда, помогай таскать гранаты». Иногда он отбегал к пулеметам, проверить, как там дела. И только уходил, я тут же бежал к рации. Пока он отдавал приказы, я пробовал установить антенну, а потом снова бежал помогать таскать ящики, чтобы командир не ругался. В конце концов, с помощью палки и саперной лопатки я смог поднять антенну и установить связь. Сказал всего два слова. И все, этого было достаточно! Утром подоспела авиация, и нас спасли. Шутка, сто восемьдесят человек были в окружении у тысячи шестисот и смогли выбраться?
Тогда-то я понял великую миссию монаха – помогать молитвой. Мирские говорят: «Чем занимаются монахи? Почему не идут в мир помогать людям?» Это все равно, что говорить радисту: «Ты чего возишься с рацией? Бросай ее, бери винтовку и иди стреляй».
Даже если мы установим связь со всеми радиостанциями мира, не будет нам от этого никакой пользы, если не будем иметь небесного общения с Богом, просить и получать от Него помощь. Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом.
Паисий Святогорец – один из наиболее почитаемых православных святых XX века, монах и старец святой горы Афон, известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Родился 25 июля 1924 года в турецкой Каппадокии в Малой Азии. После поражения Греции в греко-турецкой войне 1919—1922 годов большинство греков Малой Азии и Восточной Фракии были вынуждены покинуть свои очаги, и в сентябре 1924 семья будущего святого поселилась в Греции. Здесь он был крещен святым Арсением Каппадокийским, который дал младенцу свое имя и предсказал монашеское будущее. Местные жители вспоминают, как маленький Арсений оставлял свою школьную сумку, поднимался в горы и там читал житие святых. Тем не менее, по окончании школы юноша получил профессию плотника, в 1948 году был мобилизован и более трех лет служил радистом в армии. Впоследствии старец Паисий, шутя, называл монахов «радистами Бога», а святую молитву – противовоздушной обороной человека.
В 1950 г. Арсений был демобилизован из армии и стал готовить себя к аскетической жизни. Он пришел на Святую гору Афон, чтобы найти уединение и навсегда посвятить себя служению Богу. В 1956 году отец Симеон постриг его в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.
Более сорока лет отец Паисий провел в аскетических подвигах на Святой горе Афон. Где бы он ни жил, в его келью стекались тысячи людей, потерявших смысл жизни, и никто не уходил от него безутешным. Советовал, утешал, наполнял души людей надеждой и любовью к Богу. Ночами он молился, оставляя на отдых 3-4 часа. Для всей Греции он был «духовным магнитом». До последнего дня Паисий принимал паломников. Умер святой отец 12 июля 1994 г. Похоронен в основанном им Свято-Иоанно-Богословском монастыре. Могила старца стала святыней православного мира. В январе 2015 года Священный Синод Вселенского Патриархата причислил его к лику святых. Паисий Святогорец включен в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Многочисленны труды отца Паисия. Свои предсказания и наставления старец записывал сам. Сохранены и воспоминания его сподвижников и учеников. Многое в этих размышлениях удивительным образом ложится и на наши дни, многое заставляет задуматься…
Паисий Святогорец, схимонах Константинопольской православной церкви
«Добрые помыслы – основа духовной жизни».
«Бог ждет, чтобы мы попросили Его о помощи, и только потом вмешивается. Господь уважает нашу свободу».

«Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он дает эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам еще и духовные проценты».

«То, что делается от сердца, не утомляет. Сердце – это словно самозаряжающееся устройство: чем больше оно работает, тем больше и заряжается».

«В хорошей семье дети ведут себя свободно. Казарменной дисциплины и хождения по струнке там нет. Дети радуются, глядя на отца и мать».
«У всех нас есть какие-то смягчающие обстоятельства, потому что мы боримы со стороны диавола. Но по-настоящему духовные люди к трудностям другого человека относятся как к своим собственным. Это гораздо сложнее, чем просто помочь ближним в каком-то деле. В последнем случае диавол может обокрасть нас, внушив нам гордые помыслы».

«Усопшим молитва нужна больше, чем живым, потому что для живых еще есть надежда покаяния. И Бог хочет, чтобы были люди, которые просят Его об усопших, потому что окончательный Суд еще не произошел».

«Чтобы преуспеть в духовной жизни – следует всегда находить для других (даже для диавола) смягчающие обстоятельства. Себя же самого не оправдывать никогда. Ни в коем случае нельзя перекладывать на других свою собственную вину».

«Быть мужественным – значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество – это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное – ничего страшного. Сразу вспоминай, сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость – вот настоящее мужество».


«Дело всех вообще святых – помогать и защищать нас, несчастных, от видимых и невидимых напастей. Наше дело – стараться жить духовной жизнью, не огорчать Господа, зажигать лампадки святым и просить их о помощи. В этой жизни нам нужна помощь, чтобы мы могли приблизиться ко Христу. В другой жизни, если Бог удостоит нас быть рядом с Ним, нам святых не придется уже утруждать, да и необходимости не будет просить у них помощи».

«Люди становятся похожими на роботов. Теряют способность к суждению. Через несколько лет рассуждать смогут только те, чья профессия связана с исследованием. Остальные станут как машины».


«Сегодня Евангелие отложили в сторонку, беззаконие объявляют законом, а из греха делают моду. Все идет к развалу, но последнее слово остается за Богом».