«Домострой» – самая известная в нашей стране книга из категории «не читал, но осуждаю». Многие, не читавшие, считают, что это трактат о том, как наказывать и тиранить жену и домочадцев, ну и, заодно, пособие по домоводству. На самом же деле «Домострой» – великий памятник русской письменности XVI века – свод нравственных и житейских принципов, предписывающий людям, как жить, чтобы в семье был мир и покой, в доме порядок и достаток, а в душе и на совести — чистота. И основа уклада патриархальной семьи — вера в Бога, честность, трудолюбие и милосердие.
В монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключённых посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят; вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь, и всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистою совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милости и грехов отпущение. Поминай и родителей своих покойных подношением в церковь Божию на панихиду и на службы, и дома поминки по ним устраивай, а нищим раздай милостыню: тогда и тебя Бог не забудет.
А. Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви
Милосердие по «Домострою»
Как всякого посещать в страдании в монастырях, в больницах и в темницах
В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом и с ладаном, с кануном и с кутьёй, и с милостыней, – и за здравие, и за упокой, и к праздникам также по монастырям пойдёшь – также с милостыней и с подношением…
Как в церкви божии и в монастыри приходить с дарами
… А не то так и у соседа или иного христианина не хватило зерна – на семена ли, на пищу, да лошади или коровы нет, или налога в казну уплатить нечем,– так нужно помочь ему и ссудить, а мало у самого, так у людей подзанять, но другому по просьбе дать. И помогать им от всей души, от всяких обидчиков оберегая по правде их. Самому господину, и слугам его ни дома, ни на селе, ни на службе, ни в жалованье – ни в каких делах и отнюдь не обделять никого ни в чем: ни пашней, ни землей, ни домашним каким припасом, ни скотиной неправедного стяжания избегая.
Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие. Вот такая – от праведных трудов и благих плодов – милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит…
Интересный момент. В главе 41 говорится о том, что хозяйка должна бе-речь одежду, чтобы потом ее можно было отдать нищим:
«…А повседневное всякое платье, верхнее и нижнее, и сапоги,– всегда бы все было вымыто, а ветхое заплатано и зашито, так что и людям посмотреть не совестно, и себе хорошо и прибыльно, и сиротине дать во спасенье…»