С Новым годом мы связываем очень многое: новый этап жизни, надежды, мечты и планы. Вы уже наметили планы на 2018 год? Даосский мастер Лао Цзе однажды сказал: «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Но в сегодняшнем мире начало путешествия и доведение его до конца может быть сложной задачей. Хотим рассказать несколько историй из древнего Китая, которые помогут достичь своих целей в этом году. Не одно поколение жителей Поднебесной выросло на этих притчах. Послужат они и вам.
"Самый главный день в году"
Китайские бизнес-притчи
***
Однажды к Учителю подошел с вопросом его лучший ученик.
— Учитель, все так восторгаются тем, что в китайском языке слово кризис пишется двумя иероглифами — «опасность» и «возможность». А я не понимаю, что в этом такого. Помоги мне понять это.
Брови Учителя поползли вверх от удивления, в глазах загорелся гнев.
— Как же так? Ты, мой лучший ученик, не понимаешь этого? Это чудовищно! Убирайся из нашей Школы! Ученик был поражен, он никогда не слышал, чтобы Учитель ругался.
— Могу я хотя бы вернуться завтра? — пролепетал он.
— Нет, нет и нет, — кричал Учитель,
— Вернешься, только когда поймешь! Через пару дней печальный ученик снова постучал в двери Школы — но Учитель не пустил его даже на порог:
— Я не поверю тебе, не говори ничего. Уходи.
Остальные ученики, которые тоже никогда не видели Учителя таким, боялись вымолвить даже слово. Между собой они потом долго гадали, чем же лучший ученик вызвал такой гнев Учителя — но ничего не смогли придумать. Занятия продолжались, постепенно про лучшего ученика перестали вспоминать.
Прошло больше года — и вот в один из летних дней лучший ученик снова постучал в двери Школы. Учитель внимательно посмотрел ему в глаза, улыбнулся и предложил войти.
— Теперь ты все понял, — сказал Учитель, — и я очень рад этому. Расскажи остальным ученикам о том, что случилось с тобой.
— Мне было очень тяжело покидать Школу, — рассказал ученик, — а тут еще и на следующий день после этого владелец компании, в которой я работал и был на отличном счету, вызвал меня к себе, сказал, что ему не нужны такие работники, и уволил.
— Было нелегко убедить его сделать это, — улыбнулся Учитель, — Он действительно высоко ценил тебя.
— Потом я попытался вернуться в Школу, но Учитель снова не пустил меня — ведь я тогда действительно ничего еще не понял. Я пытался найти работу, но в городе не оказалось ни одного подходящего места. После долгих попыток устроиться мне осталось только открыть свою компанию. Я использовал знания, полученные здесь, и эта компания уже сейчас стала крупным игроком. Я никогда бы не поверил в то, что такой успех возможен…
Здесь ученик повернулся от остальных учеников к Учителю и подвел итог: — Теперь я действительно понял, почему в слове «кризис» два иероглифа — «опасность» и «возможность». Спасибо тебе, Учитель!
Однажды ученик спросил Учителя:
— Учитель, подскажи, что делать: мне никогда ни на что не хватает времени!
Я разрываюсь между несколькими делами и в результате не выполняю достаточно хорошо ни одного из них…
— Это случается часто? — поинтересовался Учитель.
— Да, — сказал ученик, — мне кажется, что гораздо чаще, чем у моих коллег.
— Скажи, а в туалет ты в этих случаях ходить успеваешь? Ученик удивился:
— Ну да, конечно, но почему ты спросил об этом?
— А что будет, если не сходишь? Ученик замялся:
— Ну, как это «не сходишь»? Это же потребность!..
— Ага! — воскликнул Учитель. — Значит, когда желание есть и оно действительно большое, ты на него время все-таки находишь…
Учитель сам запретил ученикам как-либо комментировать эту историю. Он сказал: «Если и тут что-то непонятно, комментарий уже не поможет».
ДВА ИЕРОГЛИФА В СЛОВЕ «КРИЗИС»
ПОТРЕБНОСТИ
В одном китайском монастыре ученики отрабатывали боевое движение. Одному ученику никак не давалось это движение. Как ему ни показывали, как ни рассказывали, он не мог выполнить его правильно. Тогда к нему подошел мастер и что-то сказал ему тихо. Ученик поклонился и ушел. Тренировки были продолжены без него. Весь день этого ученика никто не видел, а на следующий день, когда он занял свое место среди остальных, все увидели, что он выполняет это движение идеально.
Один из учеников спросил другого, кто стоял рядом с мастером и мог слышать, что тот сказал ученику:
— Ты слышал, что мастер ему сказал?
— Да, слышал.
— И что?
— Он ему сказал: «Иди на задний двор и просто повторяй это движение 1600 раз».
ПРОСТО ПОВТОРЯЙ
Лучший способ планировать свое светлое «завтра» — это рассмотреть долгосрочные последствия принятия или не принятия мер сегодня, и упорно работать, и стремиться к созданию будущего, которое мы хотим.
Китайская мудрость
Старого Учителя однажды спросили:
— Скажи, о мудрый, какой день наиболее благоприятен для того, чтобы начать новое дело?
— День? — Учитель удивленно поднял брови.
— Ну, один из дней недели или же одно из чисел месяца…
— Хороший вопрос, — ответил Учитель, — конечно же, я знаю такой день. Этот день — среда.
Ученики немедленно заскрипели перьями, записывая мудрые слова и ожидая продолжения. Только один сидел, не двигаясь, и улыбался. Учитель нахмурился:
— А ты почему не пишешь вместе со своими товарищами? — спросил он.
— Мне кажется, что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель, — улыбаясь, ответил тот.
— Знаешь, что я скажу дальше? — строго повторил Учитель, — И что же?
— Что это также и понедельник, пятница, вторник, четверг, суббота и воскресенье. Другие ученики смотрели на наглеца в ужасе.
— Нет, я сказал бы не так, — грозно ответил Учитель, — я начал бы перечисление с субботы.
Тут он вдруг тоже широко улыбнулся — и ученики поняли, что строгость была притворной, а дерзкий ученик прав. Тогда ученик, задавший вопрос, спросил:
— Учитель, так какая же последовательность правильна? Повтори нам еще раз, пожалуйста. Учитель вздохнул и кивнул ученику, который ничего не писал.
— Только один день, — сказал тот, — он сегодня.
САМЫЙ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЕНЬ
Старый китайский мудрец шел по заснеженному полю и увидел плачущую женщину.
— Почему ты плачешь? — спросил он ее.
— Потому что вспомнила прошлое, молодость, былую красоту, ныне поблекшую, мужчин, которых любила. Бог поступил жестоко, даровав людям память. Он, видно, знал, что я буду вспоминать весну моей жизни и плакать. Мудрец, уставившись неподвижным взглядом в одну точку, созерцал снежную равнину. А женщина вдруг перестала плакать и спросила:
— Что ты видишь там?
— Вижу цветущие розы, — отвечал мудрец.
— Бог был великодушен, даровав мне память. Он, видно, знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться.
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ПАМЯТЬ