«Домострой» – золотой запас нравственных и культурных ценностей, так нужных современному человеку и его семье. Именно семья является тем надежным основанием, на котором строится любое государство. И как во главе страны стоит государь-правитель, так и в семье государь-хозяин – «голова» всему дому. За дом и за свою семью он ответственен перед Богом…
Если муж сам не делает того, что здесь написано, жену и слуг своих не учит, весь дом свой не по Божиим заповедям строит, о своей душе не печется и слуг своих не учит так, как написано здесь, то погубит в этой жизни и в будущей и себя, и дом свой, и всех остальных.
Рассудительный же муж и о своем спасении печется, и жену и детей своих наставляет, и слуг своих страху Божиему и Законам христианской жизни учит так, как это написано. По Божиим заповедям вместе со всеми в благоденствии он дни проводит и сподобится Божией милости.
Есть люди, которые живут неправедно, не по христианским законам, страха Божия не имеют и отеческого Предания не хранят, не нужно им ни Церкви Божией, ни Божественного Писания, не слушают они духовного отца и пренебрегают советами и указаниями людей благочестивых, творят они дела неправедные: насилие и обиду, силой отнимают, взяв, не отдают, судами замучают и всячески обижают низших. Или же они недобры к соседям, на селе – к своим крестьянам; если в приказе или у власти, то дань тяжелую или незаконные оброки накладывают или чужую ниву распашут, лес вырубят, землю перекопают, луг скосят, рыбную ловлю присвоят, и колоды с пчелами, и ловушки для птиц, и охотничьи и другие угодья. Такой человек [делает] все неправдою и насилием, грабит и крадет, разбойничает на дорогах и на стоянках грабит, и бьет, и унижает, и луга опустошает, и пашню вытаптывает. Он всякую обиду творит: или поклеп возведет, или что-нибудь подкинет и тогда оклевещет, и обвинит в краже, или незаконно продаст неповинных в рабство, обманом и насилием закабалит, судит неправедно, предвзято расследует, лжесвидетельствует, немилостив к раскаивающимся. [Такой человек] лошадь или какое-нибудь другое животное и всякое имущество (села и сады, солеварни и мельницы, лавки, амбары, хозяйство и всякое угодье) силой отнимет, или по дешевке продать заставит, или по суду отберет; он богатеет или беззаконным промыслом, или каким-то обманом и хитростью, или ростовщичеством, или другими неправедными поборами.
Он всякие неподобающие дела творит: блуд, распутство, сквернословие, срамные речи, клятвопреступление, [впадает в] ярость и гнев, злопамятен, с женой невенчанно живет или блудит от жены, подвержен содомскому греху, на чужой беде наживается1, ест и пьет без воздержания до объедения и пьянства, [не помнит] праздников и не соблюдает постов, всегда в нечистоте пребывает. Он чародействует и колдует, яды готовит, охотится с собаками, с птицами и с медведями2. И всякие дела его угодны дьяволу, а это дела скоморошьи – пляски, дудки, песни бесовские, [и игры] – кости, шахматы, шашки3. Сам господин [так поступает], и его дети, и его слуги, и его крестьяне такое вытворяют, а он им не запрещает и не препятствует и с обидчиком не расправляется. И они все вместе будут в аду и на земле будут прокляты. И за все дела его, которые не благословлены от Бога, не будет помилован. Людьми он проклят, обиженные [найдут защиту] у Бога, а его душе – погибель, и дому его – разорение. И все, [что он нажил,] проклятое и неблагословенное: еда, питье, одежда, все имущество и все, что имеет, – не Божие, но бесовское. Низвергнутся в ад живые души тех, кто так поступает. От их изобилия и всех плодов не принимает Богъ милостыни ни при их жизни, ни после смерти. Если же хотите избежать вечной муки, отдайте неправедно [нажитое] тем, кого обидели, и покайтесь, чтобы впредь не творить того, о чем здесь написано. Скор Господь на милость Свою, истинно кающихся принимает и от великих грехов освобождает.
1 В тексте корчмит. Древнерусское слово корчмити имеет достаточно широкий спектр значений: торговля спиртными торговля спиртными напитками, содержание питейного заведения, дача денег в рост.
2 Древнерусские авторы видели в загонной охоте языческое массовое действие, которое осуждалось наряду с чародейством и скоморошеством.
3 В тексте тавлеи – игра наподобие шашек.
И.С. Куликов «Зимним вечером»
И.С. Куликов «В крестьянской избе»
И.С. Куликов «В крестьянской избе»
Мы продолжаем серию публикаций – отрывков из одного из самых известных древнерусских памятников.
Если муж сам [не творит доброго] и не учит доброму, осудит его Богь. Если же сам делает доброе и жену и детей учит, примет милость от Господа