Наши благочестивые предки всю свою жизнь простраивали по церковному календарю. Годовой круг Богослужений, праздников, дней памяти святых являлся тем каркасом, который удерживал человека в его земном странствии в разумных и безопасных рамках. Правила церковные переплетались в православных семьях с традициями бытовыми. Но и те не были случайными. Они, подчас по виду совсем житейские, всегда символизировали события небесные. И сейчас наши благочестивые современники чтут эти традиции и делают их частью своей семейной жизни.
9 июня
– Вознесение Господне
Вознесение Господне совершается на сороковой день после Святой Пасхи, поэтому всегда приходится на четверг.
По Своем Воскресении в течение сорока дней Господь наш Иисус Христос являлся Апостолам, беседовал с ними, сообщая им тайны Царствия Небесного. В сороковой день, когда совершилось последнее такое явление, Господь, дав ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа, вывел учеников из Иерусалима на Елеонскую гору и, благословив их, стал возноситься на небо, «и облако взяло Его из вида их».
Таким образом, Вознесением завершилось земное служение вочеловечившегося Сына Божиего.
Вознесение Господа нашего Иисуса Христа открывает для всех верующих путь к Небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью.
Вознесение – один из первых праздников лета. К этому времени в основном заканчивались посевные работы, и заветное желание крестьян заключалось в том, чтобы вырос и вызрел хороший урожай. Поэтому и Вознесение понималось в народе как «рост, подъем».
Повсеместно в этот день пекли из теста «лесенки», бросали их вверх, каждый у своей нивы, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла так же высоко». После этого «лесенку» съедали. Также выносили в поле и подбрасывали пасхальные крашеные яйца: кто выше, у того и рожь вырастет такой же высокой.
Шумных праздничных застолий в этот день обычно не устраивали. Чем были богаты, то и ставили на стол, однако старались, чтобы трапеза отличалась от повседневной. Обязательным блюдом были блины.
Летний календарь на 2016 год
19 июня
– День Святой Троицы. Пятидесятница
Троица – один из величайших Православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его на пятидесятый день после Воскресения Христова, то есть в седьмое воскресенье после Пасхи. В этот день более двух тысяч лет назад произошло событие, равное которому трудно найти во всей истории человечества. В этот день сподобились ученики Христовы сошествия на них Святого Духа и явили собой основание будущей Церкви Христовой. Поэтому День Святой Пятидесятницы принято считать днем рождения Христианской Церкви. И именно с этого дня начали Апостолы свое служение, неся В людям свет Божественной Истины.
На Троицу принято было украшать храмы и дома зелеными ветками, цветами и травами. Полы устилали чабрецом, аиром и другими травами, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов – березовые ветки. Береза считалась Божиим деревом, и стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Девушки украшали ее лентами и цветами, водили вокруг нее хороводы.
Отмечали праздник обычно на природе – в саду, поле, лесу. На траве стелили белую скатерть, а на ней раскладывали угощения. Если же трапезничали за столом, то его ставили под развесистым деревом возле дома.
Обязательными блюдами на праздничном столе были троицкие караваи, блины, лапшевники, пшенники, яичницы, драчены, творожники, различные пироги со свежей зеленью и ягодами, холодные супы – окрошки, холодники, домашние пиво, мед и квас. Подавали также и яйца, которые на Троицу красили в зеленый цвет.
7 июля
– Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Рождество Иоанна Предтечи – это один из великих непереходящих православных праздников. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий Пророк, который предскажет пришествие Мессии – Иисуса Христа, а потом крестит Его в водах реки Иордан.
Православный люд всегда с радостью и весельем встречал этот праздник, который в народе зовут Иванов день. Неизменной традицией этого праздника был поход в баню. С собой брали веники, сплетенные из трав, освященных в этот праздник в церкви. Считалось, что такая баня дарует жизненные силы.
Чтобы остаток лета не был засушливым, люди обливали друг друга водой, встречаясь на улице.
На Иванов день и в канун его собирали в лесу и на лугах лекарственные растения. По народному поверью, собранные в это время, они обладают наиболее целебными свойствами. Еще говорят: «Пять раз солнышко в году играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Воскресение Святое и Иванове рождение».
12 июля –
День славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.
День Апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста).
Петр (Симон) был до встречи со Спасителем рыболовом, но оставил свое занятие и стал учеником Иисуса Христа, одним из самых близких и преданных ему людей (Апостолом из 12-ти). Римский гражданин Павел был Апостолом из 70-ти (ученики учеников Христа). Сначала он был гонителем христиан (и тогда его звали Савл), но после явления ему Господа нашего Иисуса Христа духовно прозрел и всю дальнейшую жизнь он с именем Павел посвятил распространению христианства. Переходя из города в город, из страны в страну, святые Апостолы Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и память их празднуется в один день.
В народе этот праздник называют Петровым днем. С Петрова дня обычно начинали сенокос.
После поста в этот день обильно разговлялись. К празднику, как правило, резали скот, птицу. На стол подавали также молодой картофель с укропом, первыми огурцами, салатом, пироги с курятиной, свежими ягодами и грибами. А поскольку Апостол Петр – покровитель рыбного промысла (а этот день –праздник рыбаков), на столе бывали и различные блюда из свежей рыбы. На Петров день ходили в гости, принимали у себя родственников. Молодежь проводила ночь за песнями, хороводами, встречала рассвет в поле, в этот день слушали, сколько лет кукушка накукует. От души гуляли и веселились в этот праздник, ведь впереди – вплоть до Рождества Пресвятой Богородицы – страдная пора.
В августе отмечают три праздника, посвященные Спасителю.
14 августа
– Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня
В этот праздник в православных храмах полагается вынос (изнесение) Креста и поклонение ему. Происходит также чин малого освящения воды.
В этот день в Русской Православной Церкви также совершается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный Князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честной Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы.
Это первый Спас, начало Успенского поста. В народе его называют медовым – в этот день освящают свежий мед, а также Спасом на воде: по всей Земле Русской совершался чин водосвятия, освящались все источники: реки, озера, пруды, колодцы. После водосвятия крестьяне купались сами, купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и вгоняли ее в реку. И лошадей, и прочий скот купали с молитвами в этом году в последний раз. К столу подавали блюда с медом и маком – постные пироги, булочки, пряники, блины. Трапеза начиналась с блинов: в специальной посуде – макальниках – готовили маковое молочко, маково-медовую смесь, и в нее макали блины.
19 августа
– Преображение Господне
Это второй Спас. Праздник посвящен Преображению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и открытию Его Божественной Сущности. Преображение Господне – таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя Его ближайшими учениками во время их молитвы на горе Фавор. Это одно из важнейших событий Евангельской истории, о котором свидетельствуют сразу три святых Апостола-евангелиста: Матфей, Марк и Лука.
В народе этот праздник называют Спас на горе, яблочный Спас. В этот день в церкви освящают древесные плоды (яблоки, груши, сливы и др.) как напоминание о том, что всё – от человека до растения – должно быть посвящено Богу. И со дня Преображения Господня по всей Руси начинали есть плоды и фрукты. Надкусывая яблоко, девушки загадывали о любви.
Если кто по забывчивости или невоздержанию пробовал яблоко раньше срока, тот не должен был есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем самым искупить свою вину.
29 августа
– Перенесение из Едессы в Константинополь
Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа
Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она – основа всего православного иконопочитания.
Церковное Предание рассказывает о сирийском царе Авгаре, который правил в городе Едесса во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Царь был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Спасителем, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину царского художника Ананию, поручив ему написать изображение Спасителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал его, назвав по имени, и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя и обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик.
Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов проказы оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика.
В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также хлебный или ореховый. Ореховый – потому что к этому времени поспевали орехи. А хлебный – потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов.
В этот день, как и на Успение, пекли хлеб и булки из муки нового урожая. «Хлеб на стол, так и стол – Престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
28 августа
– Успение Пресвятой Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии завершает Успенский пост, не столь продолжительный – с 14 по 27 августа, однако строгий (по строгости он не уступает Великому посту), и установлен он в честь Пресвятой Богородицы. Название праздника – Успение – указывает нам на то, что Матерь Божия не умерла, а успнула* и была взята Господом на Небо. Именно поэтому Церковь не оплакивает, а прославляет Пресвятую Богородицу, Которая ныне предстоит перед Своим Сыном и молится за всех нас.
В народе этот день называли еще так: дожинки, обжинки, оспожинки. В крестьянском быту день Успения Пресвятой Богородицы считается днем окончания жатвы.
В церковь, на Литургию, крестьяне приносили колосья нового хлеба, чтобы «Успенье-Матушка» благословила их труды и помогла благополучно управиться с молотьбой, оградив хлеб от пожаров и всякого несчастья. Они освящали караваи, с песнями и прибаутками ходили в поле за последним – дожиночным – снопом, для праздничного застолья пекли пироги из муки нового урожая, устраивали вскладчину пиры-угощения. Еще в этот день принято было солить огурцы.
Считается, что 28 августа начинается «бабье лето» и продолжается до 11 сентября, дня Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи.