Каков смысл Великого поста?
«Весна постная» – так называет Православная Церковь время Великого поста.
Всего в году у православных четыре поста. Великим этот весенний пост называется не только по своей продолжительности, но, главное, по важности и значению его для православного мира.
Как говорят православные священники, для верующих, не прервавших живой связи с апостольской традицией, Великий пост – это время радости и укрепления в любви ко Господу Богу и Его творению. Это время умиротворения чувств, эмоций и мыслей. Это время, когда естество человеческое приходит в равновесие, когда природа, по выражению святителя Иоанна Златоуста, вздыхает с колоссальным облегчением. Это время сосредоточенности и сознательного отказа от удовольствий, добровольного отказа от радостей плоти во имя торжества Духа. Без всего этого пост становится всего лишь диетой. Обильная еда, развлечения, супружеские отношения – все это замирает на время поста. В течение постов Церковь запрещает даже совершение Таинства брака.
Во время Великого поста человек перестает враждовать на животный мир, перестает охотиться и потреблять животных в пищу. Именно поэтому природа вздыхает с облегчением и имеет возможность восстановиться, а это, в свою очередь, сберегает ресурсы для будущих поколений.
Но главное, во время поста отсутствие тяжелой пищи дает возможность человеку сконцентрировать свои духовные силы для восприятия Божественной мудрости и для принятия важных решений.
и подготовка к пасхе.
Постное меню
Весна для всего православного мира – время особое. На весну по церковному календарю приходится главный православный праздник – Пасха. Его называют праздник праздников, торжество торжеств. Своими крестными страданиями, Своей искупительной жертвой и Воскресением Господь наш Иисус Христос показал каждому человеку путь ко спасению и вновь открыл для людей врата Рая Небесного. Православная Пасха – праздник переходящий, отмечается он не по солнечному, а по лунному календарю и поэтому не имеет постоянной даты. Но это всегда день после весеннего равноденствия. А предшествует Пасхе Великий пост.
Великий пост – это время радости и укрепления в любви ко Господу Богу и Его творению.
Даты Великого поста привязаны к празднованию Святой Пасхи, которое определяется по правилу, установленному на Первом Вселенском Соборе в III веке от Рождества Христова и остающемуся неизменным до сего дня: Пасху должно праздновать в первое воскресенье с наступлением полнолуния в тот же день или сразу за наступлением весеннего равноденствия. Начинается Великий пост за семь недель до праздника Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).
Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – как воспоминание (и переживание) о последних днях Его земной жизни, страданиях, смерти, погребении и в итоге – пасхальной радости о Его Воскресении.
Таким образом, Великий пост вместе со Страстной седмицей длится 48 дней до Пасхи.
Пост – это наша жертва, это проверка истинности и силы нашей любви и веры в Бога. Наши благочестивые предки – и простой народ, и Государи – всегда постились перед принятием судьбоносных решений или военными сражениями. Так что если жизнь ставит вас перед необходимостью принять важное решение: будь то смена работы, переезд, перевод ребенка в другую школу или покупка нового жилья, – оставляйте окончательное решение на время поста.
Пасху должно праздновать в первое воскресенье с наступлением полнолуния в тот же день или сразу за наступлением весеннего равноденствия.
Великий пост был и остается временем наибольшего проявления милосердия и любви христианской: в эти дни наши предки освобождали пленных, прощали должников, облегчали участь преступников, помогали бездомным, сиротам, вдовам, посещали больных и заключенных, примиряли враждующих, принимали странников.
В постные недели менялся не только внутренний облик храмов и жилищ, но и внешний вид городов: на государственном уровне, сообразно представлениям о благочестии, закрывались увеселительные и питейные заведения, в первую неделю поста не работали лавки и магазины.
В те годы Н.В. Гоголь писал: «Спокоен и грозен Великий пост! Кажется, слышен голос: «Стой, христианин, оглянись на жизнь свою». На улицах пусто. В лице прохожего видно размышление. Я люблю тебя, время думы и молитвы!»
Великий пост вместе со Страстной седмицей длится 48 дней до Пасхи.
Наши предки очень высоко ставили послушание уставу Церкви, и тех, кто нарушал, например, положенные посты, искренне считали еретиками. Сами они видели в нарушении поста великий грех и, как пишут святые отцы, «скорее согласились бы умереть, нежели съесть в пост кусок мяса или яйцо даже в тяжелой болезни для подкрепления своих сил».
В Православной Церкви пост является всеобщим установлением, то есть он установлен для всех: и монахов, и мирян, и царей, и нищих, и взрослых, и детей. Но он не является повинностью, неприятной обязанностью или наказанием – его следует понимать как спасительное средство, своего рода врачевство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя, – пишет об этом святитель Иоанн Златоуст, – ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».
Подготавливая себя (свой дух и свое тело) к светлому дню Воскреcения Христова, наши предки точно знали, что во время Великого поста нельзя ни с кем ссориться, надо прощать своим ближним их ошибки и прегрешения. При этом держать себя строго и в поведении, и в одежде. Если говорить о бытовой стороне вопроса, то даже посуда, которой накрывали стол в эти дни, была особой, специально предназначенной именно для Великого поста. В другие дни ею не пользовались.
Первая неделя (седмица) Великого поста называется Чистая, первым днем является Чистый понедельник. В этот день хозяйки убирают свой дом, закупают постные продукты. В дореволюционное время в России весь ассортимент продуктов на рынках в это время был постным.
Во время Великого поста придерживаются строгих запретов и ограничений на пищу животного происхождения: мяса, молока, яиц и т.п. И даже продукты растительного происхождения в это время употребляют в умеренном количестве. Но бывают обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (беременность, преклонный возраст, болезнь или путешествие), тогда допускается послабление.
Рыба во время Великого поста разрешается всего два раза: на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра.
Что же входит в постное меню? Соблюдение Великого поста не означает голодания. Только великие подвижники Церкви могли подвизаться на такие подвиги.
«Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти». Святитель Иоанн Златоуст.
«Постные рынки» в старой России были многоголосы и многолюдны. Предлагалась масса продуктов для постного стола: баранки всех видов, ягоды (клюква, морошка, черника), морковь, лук, репа, свекла, сухие и соленые грибы, горох, редька, кислая капуста, всевозможные соленья, даже соленые арбузы. Из ягод хозяйки готовили компоты, кисели, с ягодами же пеклись пироги и пирожки, из картофеля делались картофельные котлеты, например с сушеным черносливом. Простые, повседневные продукты приобретали во время Великого поста особый спасительный смысл. Изобилие «постного рынка», казалось, не знало предела: покупателям предлагались разные виды хлеба (маковый хлеб, сайки, бублики), не обходилось и без лакомств – засахаренного миндаля, рябиновой пастилы.
И по сей день существует множество рецептов простых в приготовлении, недорогих и вкусных блюд, которые станут, возможно, для вас небольшим «утешением» в посте. Так, предлагаем вам освоить приготовление блюд из постного теста: