Глава 29.
"О праведном житии"
***
Дорогой читатель!
Перед вами отрывки из уникального издания уникальной книги «Домострой». Впервые эта книга представлена не только как литературный памятник, но и как руководство к действию – как простроить свой быт, свои отношения с Богом и людьми таким образом, чтобы не было места хаосу и неприятным неожиданностям.
Любой опасности, внешней и внутренней, любым жизненным перипетиям можно противопоставить только одно: личное благочестие, иерархию и четкий порядок во всех областях жизни – своей и близких.
Именно об этом рассказывает эта великая книга.
В нашем первом номере мы предлагаем несколько глав о том, как вести свой быт, чтобы дом процветал, а благосостояние не оскудевало.
«В этой книге найдешь, как устроить свой дом, как учить жену, детей и слуг, как всякие запасы заготавливать – хлеб, мясо, рыбу, овощи, – и обо всякой домашней утвари, особенно [о тех вопросах], в которых трудно разобраться. Всего же найдешь здесь 67 глав».
Домострой
Домострой
Есть люди, которые живут праведно, по заповедям Господним, отеческому Преданию и христианскому Закону. Если такой человек властитель, то он судит праведно, не взирая на лица, всех одинаково: богатого и убогого, ближнего и дальнего, знакомого и незнакомого – так, что все бывают довольны справедливым решением. И людям своим он велит так же поступать. Такой человек в деревне или в городе, среди соседей и своих крестьян, находясь у власти и в приказе, принимает правильные решения в нужное время, [действуя] не силой, не грабежом, не пыткой. Если неурожай и заплатить [подати] нечем, он не торопит. Если у соседа или у своего крестьянина [не хватает зерна] на семена или для еды, и лошади и коровы нет, или государевы подати заплатить нечем, то он помогает и ссуживает. А если у самого мало, то у других занимает, а своему крестьянину дает и о нем заботится от всей души; восстанавливает справедливость, если того обижают. Сам господин и люди его дома и в деревне, и на службе, и на поденных работах, и во всяких других делах никого ни в чем не обделяют: ни пашней, ни землей, ни домашними запасами, ни скотиной, – и не желают неправедно чужое приобрести. Жить человеку подобает праведными трудами и честным накоплением. И Богъ, увидев ваши добрые дела, милость, справедливость и нелицемерную любовь ко всем, подаст Свою великую милость, множество плодов и умножит всякое изобилие. Милостыню [тех, кто живет добродетельно,] от праведных трудов и добрых плодов, Богъ принимает, их молитву слышит, от грехов освобождает и дает им жизнь вечную. А торговые люди, мастеровые, земледельцы пусть честно и праведно торгуют и работают, пашут и рукодельничают, не крадут, не разбойничают, не грабят, не клевещут, не лгут, не божатся напрасно, не хитрят и в рост не дают. Пусть сами они, благословившись, результатами своего труда торгуют, рукодельничают, растят хлеб и другую пищу и делают всякие добрые дела по христианскому Закону и по заповедям Господним. [Поступая так, они] и в этом мире преуспеют, и жизнь вечную наследуют.
Глава 30.
"Как жить человеку, все рассчитывая"
Во всяком хозяйстве – в лавке, при торговле, и в кладовых, и в комнатах, и в домашних запасах, и в сельских работах, и в ремесле, в приходах и расходах, в займах и долгах – нужно всегда все рассчитывать и жизнь свою устраивать, соотнося расходы с доходами.
Глава 31.
"Про тех, кто живет неразумно"
Всякому человеку – богатому и бедному, знатному и незнатному – надо рассуждение иметь и рассчитывать, [как жить сообразно] своим занятиям, доходу и имуществу. Приказному человеку* надо жить на государевом жалованьи, учитывая доходы, а также поместья и вотчины, и в соответствии с этим держать дом, и все остальное хозяйство, и все запасы. По такому [расчету] и работников держать, и весь домашний уклад соотносить с занятиями и доходом: что есть и пить, [какую одежду] носить, как государю служить, как слуг своих одевать и с какими людьми общаться.
Кто не имеет рассуждения и не может в жизни своей все рассчитать – занятие и доход или государево жалованье и свой доход – и начнет, глядя на людей, жить не по средствам, возьмет в долг или незаконно присвоит, тогда честь обернется ему безчестием, стыдом и позором. В лихое время никто не поможет ему, и от неразумия своего будет страдать. [Так жить] – пред Богом грех и от людей насмешки.
Надо всякому человеку избегать тщеславия, похвальбы, дурной компании, жить по средствам и в соответствии со своими занятиями и честным доходом. Такая жизнь правильная и Богу угодная, и людьми уважаемая, а для себя и детей – надежная.